Граф николай петрович шереметев личность деятельность судьба. Шереметев. Любовь, творящая добро. Отрывок, характеризующий Шереметев, Николай Петрович

9 июля 1751 года родился граф Николай Шереметев, меценат и основатель Странноприимного дома в Москве.

Личное дело

Николай Петрович Шереметев (1751 - 1809) был сыном генерал-аншефа, обер-камергера императорского двора и фельдмаршала Петра Шереметева . Получил домашнее образование. Сохранился любопытный «План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года», который предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Юный граф изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, учился танцам, музыке, выездке. Кроме того, план должен был способствовать формированию у графа хорошего вкуса для суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства. Помимо изучения наук Николай серьезно занимался музыкой. Он играл на виолончели, скрипке, фортепьяно, читал партитуры, управлял оркестром. Для завершения образования, Николай Петрович совершил поездку за границу. Он слушал лекции в Лейденском университете, путешествовал по Англии, Германии, Швейцарии, брал уроки музыки, знакомился с театральной жизнью.

Так как по обычаю того времени Николай Шереметев с малых лет был записан в военную службу и числился в отпуске «до окончания наук», к моменту завершения обучения он уже получил достаточно высокий чин. Начав карьеру с чина камер-юнкера, в 1798 году он уже был обер-камергером. В 1777 году был назначен главным директором Московского дворянского банка. Также был членом различных департаментов Сената. В 1794 года стал кавалером ордена Александра Невского, а три года спустя - и ордена Андрея Первозванного.

В 1800 году Николай Шереметев вышел в отставку и, поселившись в Москве, посвятил свое время крепостному театру. 6 ноября 1801 года он женился на бывшей своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой-Ковалевой, получив на этот брак особое разрешение императора. 3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила сына Дмитрия и спустя три недели умерла. В память о жене Шереметев решил построить в Москве Странноприимный дом, чтобы «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое».

Чем знаменит

Шереметев перестроил театр своего отца, занялся специальным воспитанием крепостных детей, «определенных к театру». В программу их обучения входили русская грамота, иностранные языки, музыка, пение, танец, дикция, светские манеры. После возвращения из-за границы Шереметев не только внимательно следил за всеми событиями московской театральной жизни, но и регулярно вывозил свою труппу на спектакли театра Медокса, а также пригласил ведущих артистов Петровского театра для преподавания крепостным артистам. Среди педагогов были Сила Сандунов и Петр Плавильщиков .

Из маленького домашнего театра своего отца Николай Шереметев сделал труппу, способную «давать оперы и аллегорические балеты». В России со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Воронцова, князя Николая Юсупова - директора Императорских театров в 1791 - 1799 годах. Но шереметевский театр стал самым популярным. Содержатели других театров даже жаловались городскому начальству, что Шереметев отбивает у них зрителей. Спектакли вначале давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной - в Кускове.

В начале 1790 года Шереметев решает перевести крепостной театр из Кускова в Останкино. В создании Останкинского дворца принимали участие итальянский архитектор Франческо Кампорези, создавший первоначальный проект; крепостной архитектор Алексей Федорович Миронов, архитектор Иван Егорович Старов; художник-декоратор и архитектор Винченцо Бренна, крепостной архитектор графа Шереметева Павел Иванович Аргунов. Зал с шестью рядами партера и тремя рядами амфитеатра вмещал 250 зрителей. Он был оборудован театральными машинами, обеспечивавшими быструю смену декораций, звуковые эффекты дождя, ветра и грома. Создателем театральной машинерии был крепостной столяр и механик Федор Пряхин.

О чем надо знать

Странноприимный дом был достроен и открыт 28 июня 1810 года. Согласно уставу, туда принимались «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные». Дом был рассчитан приблизительно на 100 человек (50 человек в богадельне и 50 человек в больнице). К 1838 году в Странноприимном доме («Шереметевской больнице», как дом называли москвичи) было 140 призреваемых, в «холерные годы» число больных резко увеличивалось, для них строили специальные деревянные корпуса. В 1876 году при Странноприимном доме было открыто отделение для приходящих больных. В годы русско-японской и первой мировой войн здесь находился лазарет. До революции Странноприимный дом содержался на доходы с имений графов Шереметевых. В 1919 там была создана скорая городская помощь. Дом, основанный Николаем Шереметевым, существует и сейчас (Болшая Сухаревская площадь, дом 3). В нем размещается НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Прямая речь

« Обладая великим имением, не ослепляйся, повторяю тебе, богатством и великолепием, во избежание всяких излишеств и порочных удовольствий, но собираемыми с него многочисленными доходами управляй и распоряжай так, чтобы одна часть удовлетворяла твоим нуждам, а другая посвящаема была в жертву общей пользе, благу других, во благо и утешение себе. Есть довольно средств, довольно случаев к произведению полезных дел, избирай из них те, которые тебе будут по сердцу» , - «Завещательное письмо графа Николая Петровича Шереметева малолетнему сыну своему»

13 фактов о Николае Шереметеве

  • Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи 1347 года. Его младший сын звался Федором Кошкой, от него пошли многие известные боярские роды, в том числе и будущая царская династия Романовых. Правнук Федора — Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Скорее всего, это прозвище имеет тюркское происхождение и означает «имеющий легкий шаг». Поскольку в это роду были популярны «лошадиные» прозвища (Андрей Кобыла, Семен Жеребец), то, вероятно, и слово Шеремет было эпитетом лошади. Потомки Андрея Шеремета с конца XV века стали носить фамилию Шереметевых.
  • В XVII веке Шереметевы были одним из шестнадцати родов, представители которых возводились в бояре, минуя чин окольничего.
  • Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1662 - 1719) за усмирение восстания в Астрахани был произведен в графы. Это о нем в пушкинской «Полтаве» говорится: «…Шереметев благородный». От него пошла графская ветвь рода Шереметевых.
  • На гербе графов Шереметевых был девиз Deus conservat omnia - «Бог сохраняет всё».
  • Николай Шереметев с 13 лет начал выступать в домашнем театре отца, а затем «на большом придворном театре». В 1765 году Николай исполнил партию бога Гименея в мифологическом балете «Ацис и Галатея».
  • Будучи в Париже, Николай Шереметев познакомился с Моцартом.
  • При открытии Останкинского театра 22 июля 1795 года была показана лирическая драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященная взятию русской армией Измаила в 1790 году. На премьеру были приглашены участники штурма.
  • В 1798 году Николай Шереметев участвовал в особой комиссии, которая устанавливала порядок принятия русских дворян в Мальтийский орден, гроссмейстером которого стал в том же году император Павел I.
  • Венчались Николай Шереметев и Прасковья Ковалева в московской церкви Симеона Столпника на Поварской, сохранившейся до наших дней.
  • Архитектор Винченцо Бренна спроектировал театральный зал Останкинского дворца так, что после спектакля он мог меньше чем за час трансформироваться в бальный зал.
  • В завещании граф Шереметев приказал похоронить себя «наихудшим образом» - в простом тесовом гробу, а деньги, предназначавшиеся для похорон, раздать бедным и монастырям. На Странноприимный дом граф выделил 500 тысяч рублей.
  • Также Николай Шереметев завещал на содержание Странноприимного дома село с деревнями в Тверской губернии. Из доходов с этого имения следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое выделялось ежегодно 23 февраля, в годовщину смерти жены графа.
  • Общая сумма, пожертвованная графом на Странноприимный дом, составила три миллиона рублей.

Материалы о Николае Шереметеве

Шереметьев Николай Петрович

Знатный род Шереметьевых, начавший своё существование ещё со времён Петра I, продолжил достойнейший представитель. Высокообразованный, обладающий изысканным вкусом, коллекционер, меценат, покровитель искусств Николай Петрович Шереметьев. Именно благодаря таким людям, которые помимо наслаждения властью, так много делают для государства и его славы и известна Россия. Это они оставили нам незабываемые памятники архитектуры, великолепные коллекции картин, драгоценностей и даже носовых платков. Их имена сочетаются с их делами, столь значительными, что память о них идёт сквозь века.
Биография Николая Петровича Шереметьева – молодые годы.
Родился маленький граф 28 июня 1751 года в Петербурге. Воспитывался при дворе с будущим императором Павлом I. Был с ним дружен, благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Он одним из последних видел его живым накануне убийства в Михайловском замке. С детства выступал в домашнем театре отца, в возрасте 14 лет исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял Павел.
Молодой граф получил превосходное образование, существовал даже документ, эдакая программа воспитания под названием «План воспитания молодого кавалера». Составил его учитель Яков Штелин зимой 1764 года.
В 1769 году граф отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства. Общается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано, он умел читать партитуры и управлять оркестром.
Биография Николая Петровича Шереметьева – зрелые годы.
Вернувшись в Москву после столь насыщенной заграничной командировки, Шереметьев получил должность директора Московского банка и развернул строительство театра, так как пристройка к собственному дому для его грандиозных планов оказалась мала. Поэтому он построил новое здание в Кусково. Его театр отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех подобранную его отцом труппу из крепостных крестьян он отдаёт на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Новый Кусковский театр был открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью, на его спектакли съезжалась вся знать Москвы. Вступив в права наследства, он начинает новую стройку, на этот раз в Останкино. Умение графа открывать таланты в своих крепостных просто поражает. Здание было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметьева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой). Кстати, одним из его крепостных талантов был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари. Все инструменты мастер изготовлял с разрешения барина и только для музыкантов.
Но вернёмся к театру. Здание было достроено и сделано таким образом, что буквально за час сцена превращалась в бальную. Техника строительства может быть оценена нами и в нынешнее время, по акустике эта сцена до сих пор одна из лучших в Москве. Премьера состоялась 22 июля 1795 года. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа становиться лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже театр графа Воронцова.
В 1796 году в биографии графа Шереметьева наступают значительные перемены. На престол садится друг детства Павел I. Николай Петрович становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. В 1799 году его назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса.
Как человек художественный он не мог не прославить себя чувственной историей в своей биографии. И такая история есть. Любовь всей его жизни крепостная, дочь кузнеца, прекрасная актриса его театра Прасковья Ковалёва-Жемчугова (фамилии своим актёрам Шереметьев давал по названиям своих драгоценных камней).
Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной девушке. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук. Даже строительство в Останкино, в какой-то мере, спровоцировано тем, что Николай Петрович хотел со своей возлюбленной укрыться где-то от шума светского общества. Цвет фасада «цвет нимфы во время зари» как бы говорил о чистоте и отстраненности.
Граф всячески добивался разрешения на брак с Прасковьей у императора Павла, что тот ему и обещал. И вот, наконец, приём в Останкино, где будет дано официальное разрешение. Всё было устроено просто великолепно, здесь были и спецэффекты с подпиленными заранее деревьями вдоль дороги, как бы падающие ниц перед императором, появляющееся вдруг здание театра и много огней. Потом знаменитый спектакль «Самнитские браки». Параша Жемчугова в главной роли произвела огромное впечатление на Павла. Но разрешения на брак у взбалмошного императора Шереметьев так и не решился попросить, боялся отказа, зная его характер.
И тогда он идёт на уловку с подделкой документов, по которым Параша происходит из рода польского шляхтича Ковалевского. В итоге в 1798 году П. Жемчугова получила вольную. Но злая судьба не дала им счастья, Прасковья заболевает чахоткой, теряет голос. В 1800 году Шереметьев распускает театр.
Тайно они обвенчались 8 ноября 1801 года в московской церкви Симеона Отступника. Прожили молодожёны не долго. Жемчугова умирает в 1803 году, оставив младенца сына, вымоленного у Бога. На похоронах, не смотря на приглашение, не было никого из знатных фамилий.
В 1809 году скончался и сам граф. Последним его благим делом, обсуждаемым ещё с Парашей, стал Странноприимный дом для «всякого звания неимущих и увечных». Ныне в этом здании находятся Московский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Музей истории медицины.

Смотрите все портреты

© Биография Николая Петровича Шереметьева. Биография покровителя искусств Шереметьева Н.П. Биография государственного деятеля Шереметьева.

На самом деле в жизни графа женитьба и владение усадьбами – не самое главное. А может, и не самое любопытное.

В тусклый ноябрьский день 1796 года правительственный курьер из Петербурга на взмыленных лошадях промчался от Тверской заставы к Кремлю. И поползли по Москве шепотки да слухи:

– Знаете уже? Матушке-государыне Екатерине Алексеевне апоплексический удар приключился.

– Как! Как! Как! Вы это наверное знаете?

– О, да. Скажу и больше. При новом государе, Павле Петровиче, в большую силу входит граф Николай Шереметев. Наш, московский. Петра Борисовича сын.

Слухи подтверждались.

Императрица Екатерина еще дышала, когда наследник – цесаревич Павел расположился в покоях Зимнего дворца и отдал свое первое распоряжение:

– Обер-гофмаршалу Барятинскому сказать, чтоб он службу оставил, ехал домой, а во дворец отнюдь не являлся.

Лучшие дня

Призвав к себе обер-камергера графа Шереметева, Павел объявил:

– Будешь исправлять должность обер-гофмаршала.

Корни этой "смены караула" уходили в глубь ХVIII столетия. Барятинский в 1762 году участвовал в низложении государя Петра Ш, отца Павла. А с Николкой Шереметевым цесаревич Павел дружил с детства: вместе играли, учились, ухаживали за фрейлинами. Однажды в маскараде юный великий князь был одет шахом, а его приятель Николка – визирем. Странны пути судьбы. Теперь давняя детская игра обретала черты державной реальности. Павел становился императором (как бы шахом), а Николай – обер-гофмаршалом (как бы визирем), первым чином двора, распорядителем всей придворной жизни.

Такой поворот фортуны графа Николая Петровича не обрадовал.

По характеру своему был он добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, конечно. Как же в России без службы? Но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. Изволь вседневно участвовать в церемониальных выходах, дежурствах, празднествах, литургиях. Насчет этого матушка-государыня Екатерина строга была. Чуть проманкируешь, скажешься больным, сейчас изволь платить крупный штраф: доктору на лечение, а священнику за молебен о здравии раба Божия камергера Шереметева.

А при дружочке-то Павле Петровиче придворные правила еще, пожалуй, построже будут. Эх, бросить бы сию холодную Северную столицу, удрать бы в милую Москву, в Кусково, в Останкино. Бродить бы по аллеям парков, вдыхать ароматы оранжерей, разучивать с актрисами роли на домашнем театре. Украшать и пестовать отечественный Версаль за московской заставой.

Нельзя. Служба.

Древний род Шереметевых который уж век стоит у трона царского. Дед, Борис Петрович, первый русский фельдмаршал. Любимец Петра Великого. Герой Полтавской виктории и других многих сражений. Однажды, отбив у шведов Ригу, Борис Петрович полюбил рижскую жительницу, литовскую крестьянку Марту Скавронскую, которую Петр I сделает потом императрицей. Не наследственная ли у нашего графа склонность к крестьянкам? Не тут ли причина его женитьбы на Параше?

Ничто не предвещало этакого мезальянса.

Прошел Николай Петрович все ступени благородного воспитания – хорошие манеры, танцы, знание европейских языков. Само собой – путешествие в чужие края: Голландия, Англия, Франция. В Париже он представлен будущему королю Людовику ХVI и его августейшей супруге Марии Антуанетте. Они веселятся, превращают жизнь в вечный праздник. И не знают, что там впереди великая революция – кровавая плаха ждет обоих.

Пока же молодой Шереметев в восторге от парижских театров, от волшебного царства Корнеля, Расина, Мольера. В багаже московского вельможи бессчетное множество парижских пьес, оперных либретто, нотных записей, эскизов театральных костюмов и рисунков декораций.

В театральных креслах Кускова, Останкина сиживали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович "угощал" своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.

Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене.

5 ноября 1780 года двенадцатилетняя Параша Ковалева-Жемчугова впервые исполняет главную партию в комической опере "Колония". Знал ли тридцатилетний Шереметев, что это его судьба? Его счастье? Вряд ли. Параша – дочь горбатого кузнеца. Воспитанница. Актриса. И опять – странны, неисповедимы пути судьбы. Одна из ролей Параши – солдатская дочь Лоретта в одноименной опере композитора Демеро. Там оперный граф влюблялся в незнатную девушку и предлагал ей руку и сердце. Непритязательный, наивный спектакль. Но в жизни все вышло именно так, как на сцене: граф полюбил свою актрису из крестьянок. Тайна этой страсти хранилась долгие годы – в Кускове, в Москве, в Петербурге.

В краткое царствование Павла I прикован Николай Петрович к брегам Невы. Необходимые поездки в Москву и обратно тяжело переносит Параша. Петербургский климат ускоряет и без того скоротечную ее чахотку. В письме к сестрице, Варваре Петровне Разумовской, граф жалуется: "Находясь в беспрерывных заботах по должности, я не имею почти времени подумать о собственных делах. Крайне сожалею, что по известной Вам слабости здоровья, – едва силы имею".

И еще письмо – к управляющему имениями:

"Главное смотрение – над музыкантами, танцовщицами и прочими людьми. Остаются здесь в доме дети, немцы, итальянцы, которым в небытность мою делать удовольствия. Здесь же остаются девушки, актрисы, танцовщицы, за коими также смотрение – чтоб никаких не было неблагоразумностей. Певчим быть так же в послушании, не пьянствовать, по чужим церквам не петь".

Убийство Павла I в 1801 году пережил Николай Петрович тяжело. Сам граф в заговоре, конечно, не участвовал – Боже упаси. Но скорее всего знал о готовящемся злодеянии. О нем чирикали все петербургские воробьи на крышах. Николай Петрович, видимо, остался верен не столько Павлу, сколько своему правилу: быть в стороне, не замешиваться в придворные интриги.

Нового государя пятидесятилетний граф знавал еще мальчиком. Поэтому чувствовал себя при нем свободнее. После коронации Александр I уезжает в Петербург, а Николай Петрович наконец остается дома, в Москве.

Через несколько недель он женится. Без колокольного звона. Тихо, таинственно. Так, что даже московские маменьки и невесты ничего не узнали о свадьбе самого богатого в России жениха.

Свою свадьбу с Парашей Николай Петрович готовил загодя. Все-таки негоже графу идти под венец с простой девушкой из крепостных. Давно уж отпустил он свою возлюбленную на волю. А теперь – деньги-то всевластны – граф в глубокой тайне выправляет ей новые бумаги. Нет больше девки Парашки, нет больше театральной актриски Жемчуговой. Есть благородная польская дворянка Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года свадебные кареты останавливаются у церкви. Только вот у какой церкви? Семейное предание Шереметевых и московская легенда гласят, будто это церковь Симеона Столпника, что на Поварской улице. И только недавно нашлась запись в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там и совершалось таинство сего брака.

Счастье оказалось недолгим.

Всего через полтора года в Петербурге Параша умрет в родах, оставив Николаю Петровичу сына – Дмитрия. Глубоким трауром оделся шереметевский дворец на Фонтанке. В следующем веке об этом напишет обитательница дворца Анна Ахматова:

Что бормочешь ты, полночь наша?

Все равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Вдовствовал Николай Петрович трудно, мучительно. Пренебрегал службой. Сторонился увеселений. Не ездил ко двору. Всё напоминало ему годы счастья – такого полного и такого короткого. Чистый голос Параши звучал для него в пустых залах и на оставленных сценах. И все снилась Москва, стены Странноприимного дома в строительных лесах.

Давно, еще в 1792 году, начал Николай Петрович возводить богадельню близ московской Сухаревой башни. Место называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало матери графа. За постройку приюта взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных. А довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев.

Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.

В нем, в Странноприимном доме, видел теперь граф смысл и оправдание всей своей жизни. Положил он на содержание богадельни огромный капитал – 500 тысяч рублей. Да завещал ей "в вечность" село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из средств тех следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось по 23 февраля, в годовщины смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Николай Шереметьев и Прасковья Жемчугова

Историю любви крепостной Прасковьи и ее хозяина, сиятельного графа Шереметьева, не зря называют самой трогательной историей XVIII века, и это действительно так.

Прасковья Жемчугова. Николай Аргунов

Прасковья Ковалева родилась в семье крепостного мастера-кузнеца. Однако девочка жила в отчем доме только до шести лет – затем ее забрали в Кусково и отдали на воспитание Марфе Долгорукой. Девочку отобрали у родителей с дальним прицелом: современники писали, что будущая звезда крепостного театра Шереметьевых с раннего детства обладала удивительным, завораживающим голосом. Услышав раз этот голос, двадцатидвухлетний граф Николай Шереметьев уже никогда не смог забыть его.

Талантливую дочь кузнеца растили как будущую приму. Прасковья прекрасно освоила нотную грамоту, игру на арфе и клавесине, говорила и пела и по-французски, и по-итальянски. Не каждая дворянка того времени мола похвастаться столь разносторонним образованием!

Однако готовили девочку совсем не к счастливому замужеству – Прасковья начала выступать на сцене знаменитого крепостного театра Шереметьевых, гремевшего на всю Россию, уже с одиннадцати лет. Вначале Парашенька выступала под псевдонимом Горбунова, но потом сам граф начал придумывать для своих крепостных актрис благозвучные фамилии: Яхонтова, Гранатова, Бирюзова… Так Прасковья стала Жемчуговой.

История донесла до нас множество версий первого свидания Параши и Николая, но достоверным можно считать лишь то, что граф приметил одаренную девочку еще совсем малышкой и потом издали следил за ее судьбой. Талант Прасковьи был настолько выдающимся, что сама императрица Екатерина Великая, присутствовавшая на спектакле «Самнитские браки» на музыку Гретри, в котором Прасковья Жемчугова пела партию Элианы, была потрясена игрой юной артистки и пожаловала той бриллиантовый перстень с собственной руки.

Хрупкая, с виду болезненная девушка, выйдя на сцену, совершенно преображалась. Помимо потрясающего, завораживающего слушателей сопрано Жемчугова обладала также несомненным сценическим талантом. Кроме того, юной актрисе были присущи кроткий нрав, скромность и самоотверженность.

Николаю Шереметьеву не приходилось и мечтать о том, чтобы назвать Прасковью своей перед Богом: крепостные девки, взятые в любовницы, будь они хоть прачками, хоть актрисами, предназначались лишь для одного – приносить плотскую утеху. Однако возвышенная натура Николая не находила никакого удовольствия в продажных или полученных насильно ласках.

Внезапная смерть любимого отца так подействовала на молодого графа Шереметьева, что он сильно запил и впал в депрессию. Вернула его к нормальной жизни все та же Прасковья, и тогда, чувствуя огромную благодарность к девушке, граф решил совершить невиданный по тем временам поступок – жениться на крепостной.

Прасковья Жемчугова, с которой ее талант и решение графа сыграли злую шутку, оказалась меж двух огней: высшее общество не принимало «девку» и «рабу», а прежнее ее деревенское окружение также отринуло молодую актрису, далеко ушедшую от крестьянского уклада. Кроме того, покровительствовавшая актрисе Екатерина II умерла, а взошедший на трон Павел I не желал давать разрешения на брак крепостной и графа.

Николай Шереметьев отличался завидным упорством, и отказ императора его не смутил: он решил добиться своего если не настойчивостью, то хитростью. Граф пригласил государя к себе во дворец послушать крепостной хор. Павел I, до этого никогда не видевший и не слышавший Жемчугову, а только наслышанный от придворных о «наглой девке», был так потрясен и голосом, и обликом этой необыкновенной артистки, что немедленно дал графу Николаю Петровичу согласие на брак.

Обвенчались Прасковья Жемчугова и граф Николай Шереметьев только через долгие 17 лет после начала их романа, в 1801 году, в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской. Свадьба была почти тайной – при венчании присутствовали лишь два обязательных свидетеля.

Граф увез любовь своей жизни в Петербург, однако сырой климат столицы не пошел певице на пользу: склонная к туберкулезу Прасковья тяжело заболела. Сама новоиспеченная графиня Шереметьева считала свою болезнь карой за проведенные в грехе прелюбодеяния годы, но, словно бы желая разуверить ее в этом, Бог подарил ей нежданную радость – она забеременела. Беременность протекала тяжело, но и сама Прасковья, и Николай Петрович были на седьмом небе от счастья, мечтая о долгожданном наследнике. Именно во время беременности Прасковьи художник Иван Аргунов и написал ее знаменитый «Портрет Жемчуговой в полосатом капоте».

Сказки не всегда имеют счастливый конец: так и история любви крепостной певицы и графа оборвалась на трагической ноте. Прасковья умерла на двадцатый день после родов, оставив безутешному мужу сына Дмитрия. В память о безвременно скончавшейся супруге граф построил странноприимный дом на Сухаревке, в котором сегодня расположен научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

Граф Шереметьев так и не смог найти утешения у других женщин, да он и не искал его. Он пережил свою любимую Пашеньку всего на шесть лет…

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай II В сущности, я Николая II всегда жалел. Без сомнения, он был глубоко несчастный человек. Он никому не мог импонировать, и его личность не вызывала ни страха, ни почтения. Он был заурядным человеком. Но справедливость все-таки требует подтвердить, что при первой

Из книги В военном воздухе суровом автора Емельяненко Василий Борисович

Николай Зуб Весенний день, ветер гнал с моря низкие облака, с них лило без перерыва два дня подряд. Боевых вылетов с Тамани в Крым не предвиделось. Отоспавшись, я позже других пришел в опустевшую столовую. - Осталось что-нибудь? - спросил официантку. - Найдется, найдется,

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев В истории государства Российского графский род Шереметевых, один из самых знатных и богатых, известен со времен весьма отдаленных. Правда, графский титул Шереметевы получили лишь в 1706 году. Им был

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Николай II - Да из-за чего вся шумиха? - недоумевал А.С.Тер-Оганян по поводу всего, происходившего летом 1998 связанного с захоронением останков Романовых. - Риск быть убитым - революционерами ли, своими же царедворцами-заговорщиками, - профессиональный риск профессии

автора Чудаков Александр Павлович

Вольф Мессинг, гр. Шереметьев, барон Унгерн и прочие Отец был человеком благодарным и часто вспоминал своих благодетелей: Ивана Порфирьича Охлыстышева, учившего его слесарному делу, директоршу семипалатинской средней школы Екатерину Федоровну Салову, взявшую его на

Из книги Ложится мгла на старые ступени автора Чудаков Александр Павлович

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

НИКОЛАЙ I (род. в 1796 г. – ум. в 1855 г.) Российский император, подавивший восстание декабристов, создавший Третье отделение, новые цензурные уставы.Вне всякого сомнения, царствование Николая I явилось вершиной утверждения государственного абсолютизма в России, основы

Из книги О падении дома Романовых автора Баранов Евгений Захарович

Граф Шереметьев и Гришка Распутин Этот человек – стекольщик по профессии (Андрей Иваныч Куликов), родом из Твери, называл себя «стариком 68 лет», тогда как на самом деле ему едва ли было 50. В его русой козлиной бородке, в таких же подстриженных в скобку волосах на голове не

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Осипова Прасковья Александровна Прасковья Александровна Осипова (1781–1859) - владелица села Тригорское, которое она, внучка коменданта Шлиссельбургской крепости М. Д. Вындомского, унаследовала от отца А. М. Вындомского. Ей также принадлежали село Малинники, деревни

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Шереметев и Жемчугова Николай Петрович Шереметев - российский граф из рода Шереметевых. Его дедом был фельдмаршал Петра I Борис Шереметев, его отец Петр Борисович с детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Петр Борисович был женат на княжне

Из книги Марк Бернес в воспоминаниях современников автора Коллектив авторов

«Прасковья». Возрождение великой песни НАТАЛЬЯ КРЫМОВА{90} Куда ж теперь идти солдату? …С памятью о войне в государстве происходили и удивительные вещи… Запрещалось говорить о жертвах, о количестве погибших, о горе народа. Народную трагедию надлежало преобразовать в

Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич

Николай I Внук Екатерины Великой, сын Павла I и брат Александра I взошел на престол 14 декабря 1825 г. И это было очередное в российской истории вступление в царствование, сопровождавшееся кровью. Тридцатилетнее правление Николая I началось с подавления бунта

Из книги Николай Гумилев глазами сына автора Белый Андрей

Николай Оцуп{136} Николай Степанович Гумилев Я горжусь тем, что был его другом в последние три года его жизни. Но дружба, как и всякое соседство, не только помогает, она и мешает видеть. Обращаешь внимание на мелочи, упуская главное. Случайная ошибка, неудачный жест заслоняют

Из книги Жизнь для книги автора Сытин Иван Дмитриевич

С. Д. Шереметьев роме Победоносцева, который очень хотел сделать меня «своим» и привлечь мое дело на службу синода, такую же попытку «приручить» меня сделало однажды и цензурное ведомство.Когда начальником главного управления по делам печати стал князь Шаховской, он

Из книги Шаги по земле автора Овсянникова Любовь Борисовна

Николай В летние каникулы у подростков был свой вечерний выход - в школьный клуб, где в большом зале стоял единственный на все село телевизор. Там завязывались симпатии, возникали романы, оттуда мальчики провожали нас, девочек, домой.Мечтой девчонок был Василий Буряк,

Шереметев, граф Николай Петрович

Д. т. советник, обер-камергер и сенатор, род. 28 июня 1751 г.; умер 2 января 1809 г., в Москве. Рано записанный в военную службу, Николай Петрович в 1768 г. был пожалован в камер-юнкеры к Высоч. двору, где бывал и раньше, как товарищ детства цесаревича Павла Петровича, а в следующем году отправился в заграничное путешествие. Четыре года провел он за границей, посетил Голландию, где, между прочим, слушал лекции в Лейденском университете, Англию, Францию, Швейцарию и Германию и, по возвращении в Россию, снова занял придворную должность, достигнув звания обер-камергера в 1798 г. Кроме того, Николай Петрович с 1777 г. состоял главным директором московского дворянского банка; в 1786-1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве; в 1796-1800 гг. - в межевом департаменте сената, а в 1798 г. участвовал в особой комиссии, состоявшей из гр. Литта, гр. Н. И. Салтыкова, сенатора В. В. Энгельгардта и ген. прокурора П. В. Лопухина, и имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел.

С выходом в отставку в 1800 г. он поселился в Москве и здесь своими пышными и блестящими приемами и празднествами затмил даже отцовские пиры, удивлявшие Екатерининских современников.

Скромный и добрый по природе, гр. Ш. был благодетелем очень многих. Знавшие его современники, которые почти все отзываются о нем весьма сочувственно, указывают на целый ряд его благодеяний. Так, между прочим, из писем Боголюбова к кн. Куракину узнаем, что он на одни пенсии раздавал ежегодно до 260 т. p., и эта раздача продолжалась, согласно завещанию, и после его смерти до совершеннолетия сына. Но самым главным благодеянием гр. Николая Петровича, создавшим памятник всему его роду, нужно считать основанный им в Москве "Странноприимный дом". Схоронив в 1803 г. свою любимую супругу Прасковью Ивановну, урожденную Ковалевскую, известную своими благотворениями, он тотчас же и принялся за исполнение завещанной покойницей мысли о благотворении несчастных. В том же году был утвержден Имп. Александром I план и устав "Странноприимного дома", окончательно отстроенного и открытого уже по смерти его основателя, в 1810 г. По уставу "Дом" состоит из богадельни на 100 престарелых и увечных лиц обоего пола и бесплатной больницы на 50 чел.; сверх того, из него ежегодно положено выдавать: 6000 p. на приданое 25 беспомощным и осиротелым девицам, по особому завещанию покойной графини; 5000 р. на вспоможение бедным семействам; 4000 p. на поддержание бедных ремесленников; 5000 p. на вклады в обители и церкви, и 2000 р. на составление в сохранной казне предохранительного капитала в пользу "Странноприимного дома". Для обеспечения всех расходов по дому были пожертвованы Николаем Петровичем 500 тыс. р. и 8441 душа крестьян с оброком в 50 тыс. р. Общий расход его по этому учреждению достигал более 3 милл. р. Указом 25 апр. 1603 г. Имп. Александр I повелел вручить гр. Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: "в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве", что и было исполнено в следующем году, и, кроме того, пожаловал его орденом Владимира I ст.

1) Домаш. арх. П. И. Баранова, принадл. Н. Семенову (форм. спис. придв. вед.; Выс. ук. Сен. Арх, кн. 123, л. 353; кн. 138, л. 7; кн. 140, л. 450; кн. 157, л. 561; кн. 161, л. 294 и 368, кн. 176, л. 217; кн. 177, л. 458; кн. 178, л. 436; кн. 184, л. 2; кн. 209, л. 5 и 6; кн. 210, л. 180; кн. 230, л. 45; кн. 257, л. 147-182; кн. 278, л. 344-353; кн. 278, л. 350). 2) I Полное Собр. Законов, № 20727. 3) Росс. Род. кн. Долгорукова, т. III, стр. 501-503. 4) Дневник Храповицкого, изд. 1874 г., стр. 604. 5) Словарь достопамятных людей Д. Н. Бантыш-Каменского, изд. 1836 г. 6) Списки кавалеров, изд. 1814 г. - его же. 7) Письма Боголюбова к кн. Куракину (Рус. Арх. 1893 г., т. III, стр. 303-304), 8) Письма E. P. Дашковой к гр. Н. П. Шереметеву (Русс. Стар. 1873 г., стр. 1908). 9) Архив кн. Воронцова, кн. VIII, стр. 167). 10) Петербургский Журнал - П. И. Бертенева, изд. 1883 г, стр. 149-150. 11) Цесаревич Павел Петрович - Кобеко, СПб. 1883 г. 12) Замечательные богатства частных лиц в России - Карновича, СПб. 1874. 14) Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни - арх. Леонида (Чт. М. О. Ист. и Др. Р. 1872, № 2). 14) Историческая записка о Странноприимном доме - Тарасенкова, 1860 г. 15) Статистическо-Историческое обозрение Странноприимного дома в Москве - Сергеева, 1843 г.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Шереметев, граф Николай Петрович" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шереметев. Граф Николай П … Википедия

    - (1751 1809) граф, обер камергегер (1798). Сын П. Б. Шереметева. Владелец усадеб Кусково, Останкино. После смерти жены П. И. Жемчуговой основал в Москве Странноприимный дом … Большой Энциклопедический словарь

    - (1751 1809), граф, обер камергер (1798). Сын П. Б. Шереметева. Владелец усадеб Кусково, Останкино. После смерти жены П. И. Жемчуговой основал в Москве Странноприимный дом. * * * ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович (1751 1809),… … Энциклопедический словарь

    Н. И. Аргунов. Портрет Н. П. Шереметева Шереметев, Николай Петрович (28 июня 1751 1 января 1809) граф, покровитель искусств. Учился в Лейденском университете, в 1771 1772 годах познакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии.… … Википедия

    - (Р. Lacy, Петерлесий, как подписывался он по русски) генерал фельдмаршал; род. 30 октября 1678 г., ум. 19 апреля 1751 г.; в 1697 г., служа во французской армии и участвуя в савойской войне, получил первый офицерский чин, в 1698 г. поступил в… … Большая биографическая энциклопедия

    Шереметев, Шереметьев русская фамилия. Мужчины Шереметев, Александр Дмитриевич (1859 1931) российский меценат и музыкант любитель, первый председатель Российского Пожарного общества. Шереметев, Борис Николаевич (? ?) … Википедия

    1. ШЕРЕМЕТЕВ Александр Дмитриевич (1859 1931), граф, меценат, музыкант. Внук Н. П. Шереметева и П. И. Жемчуговой. В 1882 создал оркестр, в 1884 восстановил хоровую капеллу (создана его прадедом в 1750 х гг.). В 1900 учредил в Санкт Петербурге… … Русская история

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шереметев. Дмитрий Николаевич Шереметев … Википедия

    Портрет работы К. Шурмана, 1710 Граф Борис Петрович Шереметев. Генерал фельдмаршал, тайный советник и орденов Св. Апостола Андрея, Мальтийского, Польского белого и Прусского чёрного орлов кавалер. Гравюра К. Анисимова по рисунку И. Аргунова.… … Википедия


angellash.ru - ОтделкаЭксперт - Информационный сайт