Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. "Листья". Анализ стихотворения «Листья» Тютчева Символом чего являются листья у тютчева

За Ф.И. Тютчевым прочно закрепилась слава «певца природы». В его стихотворениях природа всегда одухотворена, наделена разумом и органически связана с человеком. Тончайшее изображение поэтом пейзажей, переплетение чувства природы и философских размышлений всегда находят эмоциональный отклик в человеческой душе. Примером подобного произведения, относящегося к пейзажно-философской лирике, может послужить стихотворение «Листья». Оно написано в октябре 1830 года. Согласно Ю. Лотману, для этого периода творчества Тютчева характерно вплетение тревожных мотивов в пейзажную лирику.

В данном произведении, построенном в форме монолога, веселую, но недолгую жизнь символизируют собой листья. В первой строфе они с пренебрежением рассуждают о соснах и елях. Это отношение передается с помощью сниженной лексики («торчат»), эпитета «тощая зелень», а также сравнения «как иглы ежа».

Все это создает обездвиженный, жалкий и тоскливый образ хвойных деревьев. Листья не желают такой спокойной жизни, «в снега и метели закутавшись», спать. Несмотря на то что хвоя сосен и елей не меняет своей окраски, свежей она тоже никогда не станет. Неизменность подобного состояния усиливает повтор слова «ввек».

Зелени лиственных деревьев, наоборот, свойственно обновление, поэтому она всегда свежа. Жизнь «легкого племени», описанная во второй строфе, полна энергии: они цветут, блестят, играют с лучами и купаются в росе «все красное лето», хоть и находясь непродолжительное время в качестве гостей.

В 1-4 стихах третьей строфы представлен прием синтаксического параллелизма. Использование нераспространенных частей в этом предложении может подтверждать поэтическую мысль о том, что жизнь быстротечна. Но даже при наступлении осени листья не желают без толку висеть. Использование в 5-8 стихах риторического вопроса и восклицания передает их стремление к полету, к переменам, поэтому в следующей строфе листья обращаются к «буйным ветрам», призывая сорвать их и унести с собой.

Многочисленные повторы в последней строфе («скорее, скорей», «сорвите, сорвите», «летите, летите») усиливают их неудержимое желание отправиться в путешествие. Аллитерация звуков [с], [р], ассонанс звука [о] позволяют услышать порывы ветров, их свист и гул, ощутить свободу полета листьев. В многоточии, стоящем в конце строфы, угадывается неопределенность будущего. Зелени лиственных деревьев неведомо, что ей предстоит погибнуть, истлев в земле, ведь однажды ветры стихнут.

Композиционно стихотворение, написанное двухстопным амфибрахием, состоит из четырех строф, представляющих собой восьмистишия. В восьмистишиях каждые четыре стиха рифмуются перекрестным способом с чередованием женской и мужской рифм. Однако отличительная особенность стихотворной организации заключается в том, что пятая и седьмая строки I-III строф являются холостыми, придавая произведению особое звучание и ритм. В IV строфе холостая рифма представлена в 1 и 3 стихе. Такой перенос холостых строк в начало стихотворения словно акцентирует внимание читателя на сильном желании листьев улететь с ветрами.

Ведущим художественным приемом в стихотворении является олицетворение, причем это относится не только к листьям, наделенным способностью размышлять, чувствовать, но и к хвойным деревьям («пусть сосны и ели спят»), к ветрам («зефиры ушли»). Используемые поэтом эпитеты помогают читательскому воображению рисовать красочные образы: «легкое племя», «красное лето», «буйные ветры», «с докучных ветвей». Ярким изобразительно-выразительным средством является также антитеза.

В произведении образ жизни легких, энергичных и эмоциональных листьев противопоставлен однообразному, унылому существованию сосен и елей. Так и в жизни одни люди тяготеют к переменам, приключениям, наслаждаются каждым прожитым днем, другие отличаются пассивностью, возможно, ограниченностью в проявлении эмоций и чувств. Стихотворение Тютчева, несмотря на преобладание природной тематики, наводит на философские размышления о скоротечности жизни, о необходимости жить как в последний раз, не бояться изменить свои будни, поддаваясь иногда душевным порывам.

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.

В основе поэтической пьесы лежит олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя», «мы были в красе», «мы с вами летим»).

Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах: грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа). В повествовании отсутствует динамика. Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень»). Повтор лексемы «ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет»), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа»). Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».

Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек - кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами. Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты «красное лето», «легкое племя», олицетворения «цветем», «блестим». Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни. Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй - употреблены в прошедшем времени (купались, играли).

Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса, усиленного эмоционально окрашенным словом «даром», выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Здесь же предлагается решение проблемы - улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите) или в настоящем времени (мы… летим). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»). Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!») звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса: риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли»). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа). Произведение написано двухстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.

Тема: «Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».

Федор Иванович Тютчев был потомком старинного дворянского рода. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в деревне среди великолепных пейзажей русской природы, возможно, именно поэтому он сумел так чутко, нежно и реалистично описать природные изменения в своих стихотворениях. Большую роль сыграл его учитель, молодой поэт – переводчик С. Раич, он занимался домашним образованием Ф.И.Тютчева, он поощрял первые стихи и воодушевлял будущего поэта. Первые стихи Ф.И.Тютчева были опубликованы в журнале С.Раича «Галатея». Уже тогда Ф.И.Тютчев произвел впечатление в литературных кругах и показал зрелость своего таланта. Ф.И.Тютчев двадцать два года прожил в Мюнхене, здесь он женился, здесь же он познакомился с философом Шеллингом. Знакомство с известным философом сыграло большую роль в жизни поэта, оказало большое влияние на его творчество. Шеллинг понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла отражение и в творчестве Ф.И.Тютчева, она поможет проанализировать лирическое стихотворение «Листья».
В 1830, в год написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога заставляли Ф.И.Тютчева трагически воспринимать действительность. Поэт думает о кратковременности человеческого бытия, и это заставляет его всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
Ф.И.Тютчев стремится уловить душу природы, понять ее язык, раскрыть тайные мысли. Природа прекрасна, необъятна и непостижима. Человек – мал, слаб и смертен. Но сила человека – в беспрерывных, неистощимых попытках познания, в том числе и с помощью искусства. Он учится у природы видеть красоту, неповторимость моментов, пытается постигнуть смысл бытия через ощущения природы. Тютчевский человек временами испытывает чувство абсолютного единства с миром природы. В стихотворении «Листья» поэт сравнивает жизнь листьев с жизнью человеческой. Он показывает ее в начале жизни – это маленькие, робко проступающие зеленые клейкие листочки. В буйном цветении молодости – сильные полные жизни листья противостоят ветрам, солнцу и другим невзгодам. Но вместе с тем, они познают все радости жизни: цветут и блестят, играют с лучами, купаются в росе – наслаждаются всем, что может дать жизнь. Красоту увядания в старости – перед тем, как высохнуть и исчезнуть, они поражают нас буйством красок, насыщенностью цветов. Листья не желают просто висеть и желтеть, они хотят на прощание сделать что-то потрясающее. Да они поблекнут, завянут, умрут, но уйдут они, восхищая окружающих, оставляя о себе след в памяти. Ф.И.Тютчев доносит мысль о том, что гибель без борьбы ужасна, трагична. В отличие от человеческой жизни, природа просто засыпает, а весной с новой силой проявится жизнь листьев. Эта особенность и привлекает Ф.И.Тютчева, заставляет задуматься о смысле бытия, отсюда и идет сравнение жизни человека с жизнью природы. Поэт считает, что подлинное бытие имеет лишь природа: она жива сама по себе и одушевлена.
В стихотворении листья противопоставляются иглам сосен и елей. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», похожа на мумию. Иглы вечные, но их жизнь не интересна, не наполнена никакими событиями, они не могут совершить безумного поступка, как листья. В представлении автора иглы не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Поэт лишает их даже намека на жизнь и движение. Так и некоторые люди не могут за всю свою жизнь совершить ни одного невероятного поступка – они мертвы для жизни. Ф.И.Тютчев показывает закономерное единство противоположностей не только в природе, но он говорит о том, что и в человеческой жизни имеет место противоположность. Есть люди, похожие на иглы сосен, для которых вечный покой, тишина, статичность – являются смыслом бытия. Люди, похожие на листья никогда не стоят на месте, они не могут жить без взлетов и падений, для них движение – это жизнь. Поэт считает, что тихая, спокойная жизнь без попыток изменить что-либо – бессмысленна. Только тот, кто стремится чего-нибудь достигнуть, пусть и совершая при этом ошибки, способен на рискованные поступки, живет полноценной жизнью, сможет познать жизнь и удовлетвориться ею, может считать, что он не зря жил.
Несмотря на свои молодые годы (а тогда ему было 27) Ф.И.Тютчев представляет себя внутри стариком, поэтому пишет о том, что он и его ровесники - "легкое племя", жизнь которого кратковременна. По мнению молодого Тютчева, старость и немощность невозможно победить, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою красоту, но и смысл. Ф.И.Тютчев видит в финале любой жизни лишь траур и разочарование и всячески сопротивляется тому, чтобы самому его пережить. Он говорит: "Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!", - отношение молодого Тютчева к старости. Сочиняя это произведение, Ф.И.Тютчев был уверен, что смерть настигнет его глубоко молодым, и он не познает всех "мук" и "страданий" пожилого возраста. Его не покидала надежда на внезапную смерть, дабы не сожалеть о столь короткой жизни.
Таким образом, проанализировав стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», мы приходим к выводу, что это не только замечательное произведение искусства, но и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Основная мысль – философское понимание того, что даже вечное бытие только тогда имеет смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, яркой, необычной, дерзкой красотой.

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.

В основе поэтической пьесы лежит олицетворение . Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя» , «мы были в красе» , «мы с вами летим» ).

Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах : грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа ). В повествовании отсутствует динамика. Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень» ). Повтор лексемы «ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет» ), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа» ). Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».

Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек - кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами. Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты «красное лето» , «легкое племя» , олицетворения «цветем» , «блестим» . Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни. Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли ).

Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли ). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса , усиленного эмоционально окрашенным словом «даром» , выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» . Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите ) или в настоящем времени (мы… летим ). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры» , «докучливых ветвей» ). Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!» ) звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса : риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли» ). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа ). Произведение написано двухстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

Цели:

  • ознакомить учащихся с краткой биографией поэта, с пейзажной лирикой Ф.И.Тютчева;
    совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта, развивать поэтический слух;
  • воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе;
  • воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, листья и хвоинки.

Наглядность: портрет Ф.И.Тютчева, картина И.И.Левитана “Золотая осень”, музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы с вами отправились в одно из прекрасных времён года. Какое время года мы посетили? (Приложение , слайд 1)
– Картина какого художника нам помогла побывать в гостях у весны? (И. Левитан «Весна. Последний снег»).
– Скажите с творчеством какого поэта мы начали знакомиться?
– Что вам было задано на дом?
– Я предлагаю вам ребята ещё раз послушать сообщение о Ф.И.Тютчеве.

Слово ученика о жизни поэта. (Приложение , слайд 2)

– Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий известный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу за границу. На чужбине он прожил 21 год. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью.

После возвращения на родину Тютчев служил в Петербурге и писал стихи, не для печати, а для себя, для близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в своём журнале «Современник». А первый сборник стихов вышел, когда поэту исполнилось 50 лет. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф.Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение «Весенняя гроза» наизусть и научились его читать (2 уч).

3. Создание зрительного образа. Установка на восприятие стихотворения. Дыхательная гимнастика.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости в другое время года. Вы сейчас немного отдохните, постарайтесь представить ту картину, которую я буду описывать (звучит музыка) . Дышите медленно и глубоко. (Приложение , слайд 3)
– Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья…
– Ребята, картину какого времени года вы увидели?
– В какое время года мы отправимся?
– Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая осень”. (Приложение , слайд 4) Мы с вами уже работали с этой картиной на ИЗО. Кто её написал? (И.И.Левитан). Как она называется? («Золотая осень») . В каком музее выставлена? Какие чувства она у вас вызывает? Легко ли вам выразить свои чувства обычными словами?

Подготовка речевого аппарата к работе

– Я думаю, все вы согласитесь с тем, что осень – самое красивое время года.
– Произнесите с разной интонацией (с безразличием, поставьте вопрос, радостно): осень – самое красивое время года.

5. Объявление темы и целей урока

– Ребята, кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
– Каких поэтов, писавших об осени вы знаете?
– Одним из таких поэтов был Ф.И.Тютчев. И сегодня на уроке мы познакомимся с его стихотворением “Листья”. Тема урока: “Ф.И.Тютчев «Листья»” (Приложение , слайд 5)
Наша цель – продолжить знакомство с его творчеством на основе анализа стихотворения, написанного в 1830 году, а также научиться понимать значение конкретных деталей в изображении природы.
– По названию можно определить о чем будет идти речь в стихотворении? (О листьях).

6. Работа над текстом стихотворения

– Я прочитаю стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», а вы послушайте и постарайтесь увидеть, понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь листьев, которых мы часто не замечаем?
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Определите тему стихотворения. (Листья).
– Какие чувства вы испытывали при прослушивании? (Веселье, радость, восторг, гордость).
– От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев).
– Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах).
– Докажите. (Листья играют, купаются, хотят улететь).
– Как этот приём называется в поэзии? (Олицетворение).
– Откройте учебник.

Чтение первой строфы учителем:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

– О чём первая строфа? (О соснах и елях, об иголках, которые всегда зелёные, но уже не свежие, вечнозеленые сосны и ели с их тощей зеленью всегда одинаковы и потому скучны).
– Почему зелень сосен и елей названа тощей?
– Какие чувства вызывает у вас сравнение “как иглы ежа”? (Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться).
– В первой строфе речь идет о размеренной и спокойной жизни сосен и елей.
– Ритм строфы тоже спокойный и размеренный. Или нет? Почему? Как листья говорят о соснах и елях? (В первой строфе звучит неприятие однообразной и скучной жизни, спокойной жизни. Заносчиво, гордясь собой, зазнаются).

Самостоятельное (жужжащее) чтение 1 строфы уч-ся.

Чтение второй строфы учителем:

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами.
Купались в росе!..

– О чем вторая строфа? (О листьях.).
– Появляется новый образ – образ “легкого племени”. Почему листья называют себя «легким племенем»?
– Почему именно сосны и ели противопоставлены листьям? (В первой строфе - снег, метель, сон елей и сосен, скука и; во второй - блеск, разнообразие красок, красота. Листья говорят о радости краткой, но яркой, наполненной жизни).
– Назовите глаголы первой и второй строфы. (Приложение , слайд 6)

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались

– Давайте, посмотрим на действие сосен и елей. (Однообразие, застой).
– Сравните, как живет это “легкое племя”? (Веселье, радость, движение).
– Их жизнь – постоянное веселье, беззаботная пора, похожая на детские годы человека. И ведут себя листья, как дети: играются с лучами, купаются в утренней росе. Они живут “краткое время”, но оно наполнено у них радостью, весельем, ощущением счастья. Поэтому лето для них “красное».
– Противопоставляются веселье листьев и уныние елей и сосен.
– С каким чувством нужно читать эту строфу? (Радостно, с чувством гордости, превосходства, упоения жизнью).

Чтение второй строфы учителем и уч-ся хором.
Один ученик читает выразительно вслух.
Чтение третей строфы учителем.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

– Как изменяется картина, время года в третьей строфе? (На смену лету приходит осень).
– Меняется ли настроение листьев? (Листья сожалеют о том, что лето прошло).
– Все, что радовало летом: птички, цветы, лучи – постепенно исчезает: отпели, отцвели, побледнели.
– Согласны листья с этим однообразием, с такой жизнью? (Нет).
– Какова мысль этой строфы? (У листьев нет жизни как у хвойных, они вынуждены завять, опасть. Они выбирают жизнь в движении.)
– Продолжаем выписывать глаголы, относящиеся к листьям:

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь

– Улететь – вот глагол, отражающий вечное стремление листьев к действию.
– Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? (Дети находят значение слова «зефиры»).
– Это люди в Древней Греции придумали название для холодного и тёплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а тёплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово – «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идёт либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
– Как будем читать третью строфу? (Сначала с сожаленьем, а потом с вдохновеньем).

Чтение третей строфы уч-ся самостоятельно.
Один ученик читает выразительно вслух

7. Физминутка

Вот и мы с вами представим себя листиками и полетаем:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (машут руками)
И на землю тихо сели (приседают)
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются)
Закружились (кружатся) , полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам)

8. Работа над текстом стихотворения (продолжение)

Чтение четвёртой строфы учителем.

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

– Последняя четвертая строфа начинается с обращения. Кого зовут листья и зачем? (Они призывают ветер и это просто ветер, а буйный, сносящий все на своем пути, листья требуют перемен).
– В чем особенность просьбы листьев, как они просят ветер? (Это не мольба, а призыв).
Отсюда и насыщенность строфы восклицательными предложениями. Нет страха перед смертью, есть чувство радостного волнения от предстоящего полета, пусть он и последний.
– Какие глаголы можем выписать в таблицу?

Заполнение таблицы:

Ели и сосны Листья

торчат цветём
спят блестим
не желтеет гостим
были
играли
купались
висеть
желтеть
улететь
сорвите
умчите
ждать не хотим
летим

– Мы записали глаголы, которые обозначают стремительное действие.
– Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это).
– Посмотрите на таблицу, сравните глаголы, скажите какой характер листьев? (Неугомонные, весёлые, жизнерадостные, смелые, отчаянные).
– Какие две жизни, два стиля жизни показаны в стихотворении? (Долгий, однообразный и не долгий, активный, энергичный).
– Поэт и нам предлагает сравнить и подумать: какая жизнь лучше?

9. Рефлексия

– А кого бы вы поддержали? Выберите: хвоинки – символ долгой и однообразной жизни или листья – символ яркой и краткой жизни.
– Мы разобрали стихотворение, давайте ещё раз вслушаемся в строки этого стихотворения. (Выразительное чтение стихотворения учеником).
– Посмотрите, вы показали своё отношение к жизни листьев. И нам видно, что весёлая и беззаботная жизнь вам ближе, значит, ваше детство можно назвать счастливым.

10. Домашнее задание. (Приложение , слайд 7)

– Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.
– Подготовить выразительное чтение стихотворения.

11. Итог урока

angellash.ru - ОтделкаЭксперт - Информационный сайт